Дело №42 Выстрел в толпе

Дело №42 Выстрел в толпе

22 сентября. 2041 год.

Лондон.   Нью Скотланд-Ярд. 

Кабинет Дивизионного комиссара Джеймса Хью.

 

       — Вызывали, шеф? — спросил детектив Кларк, входя в кабинет дивизионного комиссара и закрывая за собой бронированную дверь.

       — Вызывал, — ответил дивизионный комиссар. — ЧП. Случилось настоящее ЧП. Садись.

       Бобби Кларк опустился на стул, расстегнул верхнюю пуговицу на рубашке, ослабил и децентровал узел галстука.

       — Три часа назад произошло дерзкое убийство. Днем на соседней со Скотланд-Ярдом улице!

       — Это нам вызов от преступного мира, шеф?

       — Не ясно. Убита молодая женщина — туристка из США.

       — Борзописцы уже предвкушают, что мы не сможем оперативно раскрыть убийство у себя под носом и потирают руки, планируя написать разгромные статьи о полиции.

       — Пока журналисты затаились, как очковые кобры перед броском на жертву. Нам надо их опередить. Нужно срочно найти преступника, срочно.

        — Чем ближе к Скотланд-Ярду совершено преступление, тем быстрее оно должно быть раскрыто.

       — Все просто и очевидно. Сегодня убивают на соседней улице, а завтра бандиты начнут забивать стрелки и устраивать разборки во дворе Скотланд-Ярда, а потом вообще переберутся в само здание.

       — Логично, — Бобби Кларк достал пачку сигарет, закурил.

       — Все имеющиеся материалы по делу у сержанта Брауна. Иди к нему и раскрывай это преступление. Я бы тоже включился в расследование, но… — дивизионный комиссар посмотрел на свои наручные часы с трещиной на пуленепробиваемом стекле. — Но через двадцать минут записан на массаж шейно-воротниковой зоны и опаздывать на сеанс нельзя.

       — Шейный остеохондроз? — спросил детектив Кларк.

       — Да. В шею будто кто-то гвоздь вбил. Это у меня началось после схватки в 1993 году. Я тогда в одиночку брал главаря банды поставщиков колумбийского кокаина по кличке Дикий Диего. Он был под два метра ростом, тяжело вооружен, плохо воспитан и оказывал отчаянное сопротивление, пока я не вырубил его ударом из джиу-джитсу.

       — Шеф, есть очень старый тибетский способ лечения остеохондроза. Его столетиями держали в страшном секрете.

       — Кто держал в секрете?

       — Тибетские старцы-затворники, живущие в гималайских пещерах. Мне рассказал этот рецепт один монах, когда я путешествовал по Тибету.

       — Звучит интригующе, — дивизионный комиссар Джеймс Хью отложил в сторону погасшую трубку.

       — По этому рецепту от шейного остеохондроза хорошо помогает свежий, ещё теплый помет молодого гималайского медведя, собранный в полнолуние на южном склоне горы Наньшань.

       — Уж не внутрь ли его принимать? Свежий, теплый, собранный в полнолуние на южном склоне… — дивизионный комиссар с изумлением посмотрел на детектива Кларка.

       — Ни в коем случае, только наружно.

       — Наружно это куда, если не секрет?

       — На ночь надо намазать пометом шею.

       — На всю ночь?

       — На всю ночь.

       — По-видимому, в эту ночь спать нужно в армейском противогазе и в положении «стоя»? — предположил дивизионный комиссар.

       — Почему в противогазе, можно просто с приоткрытым окном, — ответил детектив Кларк.

       — Роберт, на дворе ХХI век. Я тебя очень прошу, пожалуйста, забудь этот рецепт тибетских старцев-затворников. Пойми, медицина, как и криминалистика, не стоит на месте, — дивизионный комиссар тяжело вздохнул.

       — Я знаю, что на дворе XXI век.

       — Так вот, сейчас люди в белых халатах такое вытворяют, они такое научились делать и лечить… Они даже могут вылечить больного человека, когда он категорически отказывается лечиться. Представляешь, больной не хочет лечиться, а врачи его крепко зафиксировали к койке месяца на два, провели курс лечения и вылечили.

       — Невероятно, я не знал, что медицина продвинулась настолько… Хорошо, шеф. Я постараюсь забыть этот рецепт, — пообещал детектив Кларк.

       — А теперь за дело. Иди, лови преступника. Потом докуришь, потом…

 

 

 

       Молодой сержант Кит Браун с радостью встретил детектива Кларка.

       — Что удалось раскопать? — спросил Бобби Кларк.

       —  Убитая — 34-х летняя Барбара Смит из США… Вот её фото…

       С экрана монитора на сыщиков смотрела миловидная, слегка полноватая женщина с родинкой на левой щеке.

       — Симпатичное лицо и запоминающееся, — заметил детектив Кларк.

       — Неделю назад она остановилась в отеле «Зодиак» в одноместном номере полу-люкс. Убита три с половиной часа назад на соседней улице одним выстрелом. Пуля попала в аорту, смерть была почти мгновенной. Судя по уже извлеченной пуле, стреляли из пистолета системы Кольт М 1911.

       — Три часа назад на улицах было полно народу. И никто из прохожих не видел убийцу?

       — Никто ничего подозрительного не видел и не слышал. Наверное, преступник стрелял прямо в толпе от бедра, так незаметнее, а пистолет был с глушителем.

       — Ублюдок, стреляющий от бедра в толпе, однократно и наповал, профессионал высшего класса, — отметил детектив Кларк.

       — Да, это не пай-мальчик из церковного хора.

       — А записи камер видеонаблюдения?

       — На этом участке улицы идут ремонтные работы по покраске и реставрации фасадов зданий,  камеры временно отключены или демонтированы…

       — Возможно, преступник быстро сориентировался, что из-за ремонта камеры не работают, и произвел роковой выстрел именно на этом участке улицы, — предположил Бобби Кларк. — Фатально…

       — Нам удалось получить видеозаписи начиная с того момента, когда сегодня утром Барбара Смит покинула свой отель… Я буду выборочно показывать фрагменты записей, при необходимости прокрутим их более подробно… Итак, отель «Зодиак» миссис Смит покинула сегодня в 9:06. Вот она выходит на улицу… Затем она отправилась в Музей ультраавангардного искусства рядом с отелем… Там сейчас идет выставка-бомба, как пишут, чертовски талантливого, но эпатажного испанского художника Диего Аморалеса. Он объединил андеграунд и гиперреализм. Вот миссис Смит в музее на выставке… Вот она в недоумении стоит у самой знаменитой картины Аморалеса «Окурок в писсуаре». Холст. Масло. Объекты на картине изображены в натуральную величину…

       — Дайте картину крупным планом… — несколько секунд детектив Кларк внимательно изучал полотно маэстро на экране, после чего произнес: — Судя по манере письма, художник действительно талантливый, просто у него культуры маловато. Поэтому и темы подбирает соответствующие… Так, что было дальше?

       — В 9:41 Барбара Смит покинула музей… Выкурила сигарету на скамейке… В 9:50 зашла в один из бутиков, торгующих французской косметикой и французским парфюмом.

       — Интересно, она купила там что-нибудь? Кстати, сержант, американский парфюм это полная противоположность французскому.

       — Я это запомнил, сэр… Миссис Смит ничего не купила… В 10:02 покинула бутик… Побродила по улице… В 10:27 заглянула в японский ресторан… Вот она в ресторане ест сябу-сябу и онигири… Почему-то использует не палочки, а вилку и нож…

       — Наверное, ей так удобнее? — предположил Бобби Кларк.

       — Заказала чашку зеленого чая… Выпила чай… Выкурила сигарету… Расплатилась, в 10:56 покинула ресторан… Гуляет по улице… Заходит в пару бутиков… В первом очень долго выбирает и примеряет кожаные перчатки, во втором — дамскую сумочку… Ничего не покупает… А вот начинается самое интересное… Барбара Смит идет по улице и в 11:32 останавливается у окна кафе «Орион». Достает из сумочки пачку сигарет…

       — Она очень много курит. Дайте пачку крупным планом… Меня интересует марка сигарет… — попросил коллегу Бобби Кларк. — Дорогие импортные сигареты «Прима»…  Что было дальше?

       — Дальше миссис Смит прикуривает сигарету, смотрит в окно кафе. Стоит к окну полубоком… Курит, продолжает смотреть в окно… А вот в какой-то момент поворачивается и очень быстрым шагом удаляется от кафе.

       — Да, почти бегом… А до этого она ходила не спеша. Сколько времени она смотрела в окно?

       — Сейчас отмотаем назад и посмотрим по таймеру… Так… Получается 19 секунд, плюс минус одна секунда.

       — Понятно, что дальше?

       — Барбара Смит быстро идет по улице и в какой-то момент обращается к пожилой женщине в толпе… Вот… Что-то говорит женщине…

       — Дайте эту женщину крупным планом… — детектив Кларк вплотную приблизился к экрану. — Хорошо… Одета дама опрятно, белый носовой платочек в манжете рукава, кружевной воротничок на строгом платье, старомодный чепчик на голове, минимум макияжа. В левой руке допотопный ридикюль, в котором, наверняка, расческа для волос; старая, потертая пудреница; банковская карта; гипотензивный препарат и, возможно, пилочка для ногтей. Возраст пенсионный. Она пенсионерка.   

       — Сэр, вы читаете людей, как открытую книгу, — восхищенно произнес сержант.

       — Не всегда, не всегда… — устало ответил Бобби Кларк. — Включите запись.

       — Включаю… Барбара Смит обращается к этой женщине…

       — Стоп… Открутите назад и снова дайте крупный план… Хорошо… Да, миссис Смит что-то сказала женщине или спросила её… Всего одно предложение, но посмотрите, как отреагировала на него пожилая женщина…

       — Испуг?

       — Нет, это удивление, сержант… Удивление…

       — После этого женщина что-то коротко отвечает Барбаре Смит и показывает рукой в сторону ближайшего перекрестка… Барбара Смит делает несколько шагов в этом направлении и попадает в зону, где не велось видеонаблюдение… Метров через 60 её настигнет пуля убийцы.

       — Фатально… Интересно, какой вопрос она задала пенсионерке, который так удивил пожилую женщину?

       — Но это ещё не всё, сэр. Мы получили записи видеокамер кафе «Орион»…  Когда у окна остановилась миссис Смит, в этом кафе в зале напротив неё сидели двое мужчин европейского типа: брюнет и шатен.  Вот они за столиком прямо напротив окна… Обоим лет по тридцать пять… 

       — На вид брюнет постарше шатена года на два… — отметил детектив Кларк.

       — У брюнета такая мощная нижняя челюсть.

       — Да, такой челюсти могут позавидовать даже канадские профессионалы высшей хоккейной лиги… Мужчины в кафе ровесники Барбары Смит…

       — Ровесники… Они пили кофе и разговаривали… В тот момент, когда Барбара Смит поспешила куда-то от окна, брюнет резко встает и довольно быстро покидает кафе… Вот он вышел из кафе, оглядывается по сторонам и устремляется в ту же сторону, куда направилась миссис Смит… К сожалению, вскоре он исчезает в зоне без камер видеонаблюдения.

       — А второй мужчина?

       — Почти сразу после ухода брюнета, шатен расплатился и покинул кафе в противоположном направлении.

       — Всё ясно, — Бобби Кларк откинулся на спинку стула.

       — Барбара Смит это спецагент ФБР из США? Она опознала особо опасных преступников, и они это поняли?

       — Нет, сержант. Для спецагента у миссис Смит слишком яркая примета — родинка на щеке и у нее килограммов пять-семь лишнего веса. Ещё она слишком много курит для спецагента, — ответил детектив Кларк, доставая пачку сигарет.

       — Тогда, может быть, женщина через окно в кафе узнала своего старого знакомого, с которым ей было лучше не встречаться?

       — Для того чтобы узнать человека требуется две-три секунды, а не 19… Думаю, профессия у неё была очень редкой… И, кажется, я знаю, какой вопрос миссис Смит удивил пожилую женщину.   

       — Пожалуйста, объясните, сэр.

       — Полагаю, убийца — брюнет, но арестовывать его надо вместе с дружком. Они планируют или уже совершили какое-то преступление, возможно, теракт.

 

   

Вопрос:       Кем по профессии была Барбара Смит, и чему удивилась пожилая женщина, к которой обратилась Барбара?    

 

 

 

 Ответ:       

 

       — Мужчины в кафе обсуждали серьезное преступление, когда напротив окна случайно оказалась Барбара Смит — по профессии сурдопереводчик, умеющая читать по губам. Один из преступников заметил слишком долго стоявшую напротив Барбару, а потом почти бегом поспешившую в сторону Скотланд-Ярда, и заподозрил, что она оказалась в курсе их разговора, — объяснил Бобби Кларк. — А вопрос, который задала Барбара Смит пожилой женщине на улице, по-видимому, звучал так: «Где находится ближайшее отделение полиции?». Этот вопрос вызвал удивление у пенсионерки, так как совсем рядом на соседней улице располагается Скотланд-Ярд.